#авторская_колонка #АннаИванова
Должна написать еще одну важную вещь по теме домашнего насилия.
Я тут на днях опять окунулась в дискуссии в соцсети, и опять на тему «чего терпят, дуры, вот я б сковородкой промеж глаз давно бы дала да ушла». Некоторые делились даже реальными историями из жизни, как в один прекрасный момент супруг вроде как занес кулак, получил угрозу в виде «либо сейчас зарежу, либо ночью – выбирай», и больше не подпрыгивал.
Чистое, искреннее, агрессивное намерение убить, если что – очень действенное средство. Мужчины имеют гораздо больше опыта в делах агрессии, и они, как правило, знают, что такое загнанный в угол человек, которому нечего терять.
Однако, так как проблема всегда в насильнике, абьюзере, тиране – то и действенность любого женского противодействия будет во многом зависеть от того, каков её противник. Если тиран ленив, труслив и относится к довольно распространенному типажу «вечно недовольного критикана» – то угрозы на него действуют отрезвляюще, ему лишние проблемы не нужны, ему бы просто всласть нервы всем вокруг помотать, утвердиться. Он либо быстро перескочит на другую жертву, либо будет таскаться по всей округе, жалуясь на свою жестокую судьбу и трепля жене нервы более тонкими способами.
Если же мы имеем дело с жестоким человеком, более всего ценящим контроль и ставящим себя выше всех окружающих, то его сопротивление и угрозы только раззадорят и еще больше разозлят. Именно такой тип фигурирует в криминальной хронике с заголовком «Мужчина убил бывшую жену» (ну, наши мастера слова, конечно, как правило, пишут какую-то запредельную муть типа «Роковая любовь» и «Несчастный отелло не выдержал мук ревности») – и ключевое тут «бывшую». Таким можно бить сковородкой, угрожать, призывать на помощь брата-спортсмена и папу-прокурора – тиран будет считать, что его личная вещь взбесилась, поплыла без берегов, и заслуживает серьезного наказания, и чем серьезней женщина будет обороняться - тем сильнее тирана будет колбасить. Это от них приходится бежать в другой город, менять фамилию, путать следы, это они годами, годами караулят бывшую у подъезда, угрожают ей, её нынешнему мужу, её родственникам, мелко и крупно пакостят и шантажируют. Если есть дети, то ситуация принимает еще более крутой оборот – в ход идет все, от избиения бывшей жены при передаче ребенка на выходные к папе, до угроз убить ребенка, если «тварь-бывшая» не одумается и не вернется.
Просто уйти от такого человека практически невозможно, если только не «повезет» и он не переключится на другую женщину.
Смешно, ужасно, но иногда безопасней не уходить от тирана резко, чтобы он не выпал вот в это состояние «красных глаз» - «моя вещь вздумала уйти от меня, так умри же все живое». Безопасней в первую очередь для детей и родственников жертвы, для самой женщины, конечно, бытие рядом действует очень разрушительно, но так ли удивительно, что многие это выбирают ради спокойствия близких?
И сюда плюсом добавьте то, о чем мы многократно уже говорили – и психологическая созависимость, и реальная материальная зависимость, и «абьюзерский морок», когда жертве внутри ситуации плохо, и как жить вне её она не представляет, боится, не может, и циклы насилия, и еще куча всего нездорового. Сковородка тут не поможет.
Помочь тут могут две вещи. Первое - естественно то, о чем мы уже много говорим - специальные меры, позволяющие изолировать тирана от избранной жертвы, это убежища, охранные ордера и реальное наказание абьюзера за любую, даже "невинную" и даже "законную" попытку восстановления контроля над семьей (я, например, за то, чтобы существующая в нашем СК РФ норма, о том, что член семьи, замеченный в насилии над близкими, лишался родительских прав, наконец-то начала применяться, как положено, и судьи перестали мямлить про "ну он же ж отец, он же ж только мать бил"). Второе - работа с самими домашними тиранами (но естественно, только после того, как их жертвы получили защиту и компенсацию).
https://www.facebook.com/NikaOrta/posts/974834769331857